«Самый розовый фильм» этого лета и один из главных кинохитов 2023 года, «Барби», не вышел на российских экранах. Пока заграничные зрители спорят, хорош ли Райан Гослинг в роли Кена и стоит ли покупать билет или лучше дождаться выхода онлайн, в России любители кино пытаются найти нелегальную копию. И «экранка» появилась, причем неожиданно быстро и с качественным русским дубляжом. Записывали в какой-то из стран ближайшего зарубежья. Смотреть не просто можно, но местами даже приятно. Только вот вопрос – зачем?
У «Барби» была невероятная по масштабу реклама, Нолану с его новинкой стоит позавидовать. Заинтересовать смогли многих. «Барби» – это хорошая попытка в «актуальное кино», которое невозможно, с точки зрения современной морали кинокритиков, разбить в пух и прах. Режиссерка Грета Гервиг – та еще манипуляторша. Она сшила свою «Барби» так, что любой противник фильма с огромной вероятностью покажется либо неучем (ужасно!), либо отбитым консерватором (еще более ужасно!). Фильм Гервиг – это смесь беззастенчивой рекламы и пиар компании «Mattel» (неужели Барби перестали покупать?), манифеста за права угнетенных и эстетичных отсылок (они, вероятно, нужны, для серьезности – у нас тут не сказка, у нас философская притча!). В итоге фильму почти нечего противопоставить. Борцы за равные права восторгаются манифестом. Критики находят отсылки на «Космическую одиссею» и «Матрицу» и хвалят за зачатки «антиутопии» и разговоры с Богом. А зритель? А что зритель? По мнению авторов, ему должно хватить красивых декораций, приятной музыки и симпатичных Марго Робби и Райана Гослинга.
(До того, как рецензент начнет критиковать фильм, он обозначит: я – женщина и феминистка, выступаю за равные права для всех вне зависимости от пола, цвета кожи, сексуальной ориентации и прочего.)
«Барби» начинается замечательно: каноничная, то есть светловолосая и во всем розовом, Барби живет в Barbie Land (это такая страна пони и радуги, в которой правят хорошие женщины). Всех, естественно, зовут Барби, и они занимают абсолютно все ниши в обществе – они и политики, и писатели, и космонавты, и инженеры, и полицейские, и врачи. Голос за кадром объясняет нам – этот идеальный женский мир был создан, чтобы девочки в реальном мире на примере кукол Барби осознали, что они могут быть кем угодно (мир Барби действительно толерантен – бывают Барби с инвалидностью, с прыщами, полные и худые, депутаты и домохозяйки). В этом мире розовых девочек есть даже мужчины, только вот в Barbie Land они являются приложением к женщине. Их единственная задача – ждать свою женщину с работы и сиять своей... эм, нужно понимать, красотой. Барби в исполнении Марго Робби такое положение устраивает. Она не понимает, как мужчины могут быть чем-то большим, нежели украшением гостиной. Затем Барби и влюбленный в нее Кен (Гослинг) оказываются в реальном мире и... замечают, что он устроен иначе, чем их Barbie Land. Барби ужасается, обнаружив, что мужчины могут работать на руководящих должностях, а не только подносить коктейли любимой и единственной. Кен же узнает о существовании мужского движения и, вернувшись в Barbie Land устраивает настоящую революцию.
Если не смотреть сам фильм, то такая сюжетная завязка кажется хорошей и прогрессивной. «Барби», по сути, переворачивает известную нам ситуацию – если в реальном мире женщины должны бороться за свои права, то в вымышленном протестовать и требовать приходится мужчинам. Также это может быть высмеиванием любого радикализма: Барби (женский мир) и Кен (мужской мир) одинаково плохи, они могут работать лишь в симбиозе, и неправильно, если чья-то сторона хочет задавить другую, аргументируя это прошлым угнетением (в мире Барби мужчины хотят отплатить за десятилетия бесправия, просто выгнав женщин с работы и из их красивых домов). «Барби» должна была работать на многогранную картину мира, в котором женщины и мужчины, кто бы кого ни угнетал изначально, должны стремиться к равноправию без мести за прошлое.
Проблема в том, что фильм, затронувший столь сложную тему, не сумел правильно ее выстроить. Худшее, что тут есть, – это сценарий. Он начисто лишен логики, у него нет структуры, заявленные персонажи не работают, их психологические портреты не меняются. С художественной точки зрения «Барби» – фильм рыхлый, бессистемный, набитый клише, монологами из твиттера и бессмысленными отсылками к классике. У сказочного фильма также должна быть внутренняя логика. В «Барби» же непонятно, как соприкасаются Barbie Land и реальный мир. Это параллельные миры? Почему какие-то люди могут попасть в мир кукол, а для остальных он словно бы не существует? Почему Барби нужно попасть в мир людей? По фильму она начинает меняться (становится некрасивой), потому что ее хозяйка как-то неправильно с ней обращается. И мысли о смерти у Барби тоже от ее хозяйки из реального мира. Отчего-то это подается как нечто исключительное. Почему такая проблема только у одной куклы Барби? Миллионы девочек, играя с Барби, обрезают им волосы, разрисовывают лица, вырывают им руки и обыгрывают самые жуткие сюжеты – но почему-то в мире Барби это единичный случай, достойный того, чтобы поехать в Лос-Анджелес на поиски хозяйки. Казалось бы, весь сюжет построят вокруг поисков. Но хозяйка находится подозрительно быстро, Барби забирает ее (взрослую женщину) и ее дочь в Barbie Land, а далее они вместе пытаются спасти мир девочек от взбунтовавшихся плохих мальчиков. Сюжет за этим исчезает, оставшиеся 40 минут «хорошие женщины» будут говорить об угнетении «слабого» пола (женщины так в реальности не разговаривают, извините). Зачем-то появятся боссы компании «Mattel», которые фильму не нужны (впрочем, ненужных героев из без них хватает). Опять же, выстрой Грета Гервиг описанное во внятный сюжет – и цены бы фильму не было. Но вместо сюжета нам показывают странные метания Барби (то она бежит от чего-то, то хочет стать обратно идеальной, то не хочет, то хочет жить, то размышляет о смерти – почему меняются ее мысли и желания?), затем показывают огромные монологи о женской доле, затянутые танцы и... очень странных мужчин.
«Барби», изобличая половое неравенство, в действительности может это неравенство усугубить. «Мужчины и женщины должны иметь равные права в любом из миров Вселенной! Кены ничем не хуже Барби, а женщины ничем не хуже мужчин!». Неужели кто-то станет с этим спорить? Понятно, что мир – он не только мужской или женский. Но мужскую часть Barbie Land авторы показывают ну очень странно. Барби (и женщины) хотят быть учеными, политиками, художниками, врачами, нобелевскими лауреатами. Барби разные – с разными желаниями и потребностями. У каждой из них свое понимание индивидуальности. Реалистично, не так ли? Кены же (и мужчины) показаны одинаковыми – этакими бруталами, которые, отстаивая свои права, в действительности хотят лишь выпивать, без обязательств спать с разными женщинами, устраивать бардак дома и, конечно же, сделать всех женщин своими рабынями. Серьезно, женщины-феминистки хотят работать и развиваться, а борцы за мужские права в Barbie Land – пьянствовать и повелевать женщинами? Напоминаем, что в Barbie Land у мужского населения не было никаких прав, у мужчин не было выбора работы или хобби. И никто из Кенов (мужчин) после этого не хочет строить дома, завести бизнес, писать книги и сочинять музыку, полететь в космос? Как так вышло, что в фильме за «равные права» мужчины показаны стереотипными мужланами, которым лишь бы алкоголь, машины и любовниц подавай? Спасибо, что оставили мужчинам право на слезы. Только вот Барби-женщина плачет из-за смерти и несовершенства мира. А из-за чего плачет Кен-мужчина? Из-за того, что в холодильнике слишком мало места для пива. Непонятно так же, как Кены сумели закабалить почти всех Барби в Barbie Land за какие-то несколько дней. Женщины столетиями борются просто за равные права. А тут угнетенные мужчины (!) в изначально женском мире (!) низвели женщин на уровень прислуги? И женщины так просто в это поверили и решили из политиков и космонавтов переквалифицироваться в уборщиц? Звучит как неприятный намек на то, что «все женщины мечтают подчиняться мужчине».
Из-за того, что в «Барби» фактически отсутствует внутренняя логика, фильм распадается на множество разных кусков. В нем слишком много всего. При желании можно найти тонну отсылок и размышлять о божественном сознании (диалоги Барби с ее создателями), современной толерантности, типичных мужчинах и женщинах, антиутопии в розовых оттенках и много о чем еще. Но при этом ни в коем случае нельзя задавать вопросы. «Барби» – это притча без сюжета и единого посыла. Она поднимает множество тем, но не заканчивает ни одну из них. Зато вышло очень современно. И нужна ли нам современность в такой обертке, решают зрители.