История успеха Lego-игр

Многие геймеры любят Lego-игры. Забавные адвенчуры от третьего лица по популярным кинофраншизам (от Marvel до «Властелина Колец») завоевали любовь как детей, так и взрослых геймеров.

На первый взгляд, Lego-игры довольно простые, если не сказать «примитивные». Вызова навыкам игрока нет, а геймплей сводится к открытию новых персонажей и разрушению окружающей Lego-среды. Знай себе собирай разноцветные детальки-деньги, строй и ломай вещи, проходи незамысловатые уровни с простенькими сражениями и забавными паззлами. В целом Lego-игры предлагают сюжетную кампанию не больше, чем на десяток-другой часов, уступая в размахе и масштабности большим блокбастерам. И все же геймеры любят их не меньше, чем дорогие ААА-релизы. В чем же секрет?

В этой статье пытаемся объяснить магию игр Traveller’s Tales и почему геймеры с теплотой вспоминают их спустя многие годы после релиза.

Иллюстрация SOTA
Иллюстрация SOTA

Предыстория

До «тех самых» Lego-игр от британской студии Traveller’s Tales было огромное множество попыток перенести знаменитый конструктор в виртуальный мир. Первыми можно считать Lego Fun to Build 1995 года для детской обучающей приставки Sega Pico и Lego Island 1997 года для ПК. Последняя позже получила два сиквела, после чего затерялась в песках времени. Но ее важно знать, потому что именно в Lego Island были заложены первые кирпичики будущей формулы успеха: конструктор Lego в компактном открытом мире, исследование окружения, сбор предметов и строительство.

Иллюстрация SOTA
Иллюстрация SOTA

Lego Island нащупала правильный вектор развития, но не смогла запомниться массовому геймеру по двум причинам. Первая — невыразительный сеттинг. Мир Lego Island — это самый базовый «городок друзей», где главный герой Перчик, или Пеппер Рони (Pepper Roni, игра слов с пиццей «пепперони»), занимается доставкой еды и решением проблем местных жителей. Все в духе базовых наборов конструктора вроде какой-нибудь станции пожарных или летнего домика. Сейчас Lego-игры выстреливают в медиа за счет привязанности к какой-нибудь популярной вселенной типа супергероев Marvel или «Властелин Колец». И как раз исключения с оригинальным сеттингом вроде Lego City Undercover оседают в памяти геймеров куда как хуже.

Вторая — все концепции Lego Island были довольно слабо реализованы. Исследование мира омрачилось низкой кадровой частотой и видом от первого лица, который подобной игре не подходил. Камера «из глаз» куда лучше работает в играх, где важно погружение в мир. Тогда как в реальность ярко-мультяшного острова из деталек конструктора поверить сложно в любом случае. Собирать что-либо можно только в строго определенных местах, а многочисленные дополнительные активности скорее растягивают прохождение, чем дарят какой-то уникальный и интересный опыт.

Тем не менее стоит отметить, что это точка зрения с позиции современного положения дел в видеоигровой индустрии. Для своих лет Lego Island была вполне успешной, но недостаточно, чтобы стать классикой, любимой массами. Это звание будущий жанр Lego-игр получит лишь в 2005 году с появлением первой Lego Star Wars.Конгломерат студий-разработчиков Traveller’s Tales создал первую «классическую» Lego-игру, сделав ставку сразу на несколько удачных решений. Наверное, главное из них — симбиоз двух популярных франшиз: Lego и «Звездных войн». Разноцветный конструктор любят все, а о тогда еще двух космических трилогиях о семье Скайуокеров не слышали только совсем оторванные от медиа люди.

Однако это не единственная причина бешеной популярности Lego-игр. Скорее, объяснение быстрого старта за счет уже существовавшей фанбазы обеих франшиз. Без хорошей игры она бы не задержалась надолго. И какими бы простыми и поверхностными не казались Lego-игры на первый взгляд, внутри они — гениальные развлечения, механики которых можно спокойно сравнивать с идеями больших ААА-релизов от издателей вроде EA и Ubisoft.

Давайте предметно разберем каждую особенность, которые делают Lego-игры такими затягивающими.

Жажда исследования

Один из главных поводов тратить время на Lego-игры — это исследование. В каждой, даже самой слабой игре конструкторной франшизы всегда есть простор для поиска чего бы то ни было: скрытых персонажей, деталей от транспорта или даже бонусных уровней. Каждая Lego-игра — это маленький мир, полный спрятанных вещей, будь то что-то геймплейное (бонусные деньги, коллекционные предметы) или милая шутка вроде секретного кинотеатра штурмовиков на Татуине из Lego Star Wars, где показывают рекламу Lego-игры про Индиану Джонса.

Механики подстегивают вас лезть под каждый камень. Возьмем, к примеру, внутриигровую валюту. В Lego-играх это спрятанные разноцветные круглые детальки-кнопки (studs), необходимые для открытия контента и покупки новых возможностей. Например, вам нужно купить персонажа, который может применять взрывчатку, чтобы ломать особые серебряные блоки. Без такого персонажа невозможно открыть тайны, которые скрывают эти непробиваемые детали. Также на каждом уровне обычно есть шкала 100% сбора денег: например, в играх по «Звездным войнам» она называется шкалой «Настоящего джедая». За сбор нужного количества денег даются отдельные награды.

Цена кнопок разнится от цвета: самая дешевая — серая, а самая ценная — фиолетовая. Последние обычно лежат в тайных или труднодоступных местах. Принцип работы lego-денег схож с кольцами из игр про ежа Соника: вы теряете часть валюты после смерти. Это единственный штраф за плохую игру: часть вашего накопленного богатства пропадет, и приобрести что-то новое сможете чуть позднее, чем если бы не погибли во время очередного приключения.

Кнопки стали визитной карточкой Lego-игр и так полюбилась геймерам, что разлетелась на мемы и превратилась в не менее узнаваемый видеоигровой символ, чем грибы из Mario или сладкий рулет из The Elder Scrolls.

Казалось бы, примитивные и простые игры для детей напичканы изобретательно сделанными механиками, удерживающими в этих маленьких конструкторных мирах. Желание собрать все кнопки, азарт поиска секретов и особых бонусов, жажда открытия новых персонажей. Немногие современные ААА-блокбастеры способны настолько сильно стимулировать игрока изучать свои миры без примитивных костылей вроде иконок на карте или персонажей, просящих вас сходить куда-то. В случае Lego-игр оказалось достаточно базового человеческого любопытства и щепотки геймдизайнерской магии.

Ломать штуки — весело

У Lego-игр есть великолепный терапевтический эффект. В них можно ломать практически все: мебель, кусты, статуи, стены домов, декорации. Конечно же, разрушить получится не прям уж все, но интерактивных элементов хватает. Раз окружающий мир собран из конструктора, его совершенно так же можно и сломать!

Иллюстрация SOTA
Иллюстрация SOTA

Разрушение — не менее (а иногда и более) веселое занятие, чем созидание. Преимущество Lego-игр в том, что ломанием чего-либо вы ничего не повредите и никого не обидите. Разрушенные игрушечные города, миниатюрные дома и прочие локации соберутся заново при перезапуске, благодаря чему вы вновь сможете навести там веселый бардак. Более того, Lego-игры хотят, чтобы вы в них отрывались на всю катушку: некоторые части уровней меняются после разрушений, а сами игры щедро награждают вас за дебош деньгами-кнопками.

Да что тут объяснять: сломать мультяшным ударом собранный из конструктора стульчик не менее весело, чем бить скелетов в какой-нибудь Diablo! И при этом мама не отругает вас за то, что вы ломаете свои игрушки (надеемся, что в реальной жизни свои игрушки вы любите и бережете!).

Любимые франшизы

Еще одно очевидное преимущество — узнаваемость. Мы любим то, что нам знакомо и понятно, на чем строится современный юмор — на отсылках и камео персонажей из киновселенных.

Lego-игры не смогли добиться успеха только за счет популярности конструктора. Все изменилось, когда франшиз стало две. Как конструктор, так и первая игра Traveller’s Tales смогли привлечь новых фанатов благодаря коллаборации с брендом Star Wars. Буквально алхимической формулой успеха стало объединение двух известных франшиз.

Иллюстрация SOTA
Иллюстрация SOTA

Все последующие игры студии пошли по этой дорожке. Так появились игры по «Гарри Поттеру», «Властелину Колец», «Индиане Джонсу», «Пиратам Карибского моря», вселенной комиксов DC и Marvel.

Конечно, это не гигантские и детально проработанные открытые миры по типу Rockstar (Red Dead Redemption, GTA), а всего лишь миниатюры или вовсе наборы уровней, объединенных локацией-хабом, где отдыхают все ваши персонажи. Но, во-первых, с более поздними частями начал расти масштаб. По сути, до вышедшей в этом году Hogwarts Legacy в индустрии практически не было игр, включавших в себя школу волшебства Хогвартс и другие знаменитые места из фильмов и книг по вселенной Джоан Роулинг. Разве что игровая адаптация «Принца-полукровки» и мод для Minecraft под названием Witchcraft and Wizardry разрешали вдоволь погулять по любимой школе волшебства.

Во-вторых, используемые в Lego-играх популярные франшизы — это не просто декорация. Разработчики умело вплетают в геймплей особенности той или иной вселенной. В Lego Lord of the Rings локацией-хабом, соединяющей все играбельные уровни, оказывается само Средиземье, пускай и миниатюрное. Оно полно своих загадок и активностей (и даже упрощенных дополнительных заданий, как в полноценной ролевой игре!) и позволяет пройти пешком от Шира до самой Роковой Горы — тот самый путь, который проделывают главные герои книг и фильмов «Властелин Колец».

В играх по «Звездным войнам» можно применять Силу [порожденное всеми живыми существами энергетическое поле, к которому чувствительны джедаи и ситхи, адепты ее темной стороны, — прим. ред.], сражаться на световых мечах, летать на звездолетах, парить в воздухе за дроида R2D2 или охотника за головами Бобу Фетта. В играх про Индиану Джонса у персонажей нет суперспособностей вроде джедайской магии или артефактов «Властелина Колец», поэтому ставка делается на интерактивность окружения: можно кидать бутылки и подбирать вспомогательные предметы вроде лопаты для раскопок и огнестрельного оружия. А в Lego-адаптациях фильмов про Гарри Поттера при помощи магии можно поднимать предметы, замораживать врагов, рассеивать темноту волшебным светом и многое другое. В игре есть колесо заклинаний и богатый выбор чар, как бесплатных, так и покупаемых за кнопки.

Более того, Lego-игры позволяют пережить знаковые моменты из фильмов: побег от огромного камня из «Индианы Джонса»; битва с Кракеном из «Пиратов Карибского моря»; битва за Хот в «Звездных войнах» или Хельмова Падь из «Властелина Колец». Без внимания не остались и спокойные эпизоды вроде обучения Люка в трясинах планеты Дагоба или праздного шатания Гарри, Рона и Гермионы по округе в поисках проблем на свои головы.

Конечно, не все Lego-игры одинаково хороши и удачно вплетают особенности используемых франшиз. Например, Lego Pirates of the Caribbean берет скорее интересными в плане построения уровнями, нежели какими-то уникальными фишками вроде полноценных деждаев в Lego Star Wars или кардинально отличающихся по геймплею супергероев из Lego Marvel Super Heroes. А игровая адаптация новой трилогии «Звездных Войн» стала невнятным шутером от третьего лица в духе Gears of War, чем расстроила фанатов классической формулы. Но в большинстве своем Lego-игры, хоть и придерживаются одинакового концепта, при близком изучении оказываются очень разными и невероятно веселыми.

Подводя итог: Lego-игры дают уникальную возможность окунуться в смешную конструкторную версию дорогих сердцу вселенных. Это особенно здорово, когда речь идет о франшизе, по которой так и не случилось качественных видеоигр, по типу тех же «Пиратов Карибского моря».

Внимание к деталькам

Разработчики из Traveller’s Tales явно любят франшизы, лицензии которых им достаются. Они заполнили lego-игры поистине изобретательными деталями, понятными только охотникам за секретами и хардкорным фанатам. Так, в некоторых играх по комиксам DC можно поиграть в бонусные уровни, посвященные Бэтмену 60-х с Адамом Уэстом. Локации выполнены в стиле буффонады и дешевизны шоу тех лет: например, в сцене погони машинки Бэтмена и Джокера едут по конвейеру на фоне картонных гор и декораций. Таким же образом снимали погони в Голливуде тех лет.

Иллюстрация SOTA
Иллюстрация SOTA

В игре про Гарри Поттера, как и в фильмах и книгах, есть боггарты — злые сущности, принимающие облик человеческих страхов. А так как Lego-игры позволяют сыграть за самых разных персонажей Поттерианы, то и вариантов у боггарта огромное число. Перед Роном он превращается в паука, перед Невиллом — в профессора Снейпа. А если прийти на урок в обличье Волдеморта, то тот увидит в боггарте самого Гарри Поттера — свой единственный страх.

Из более мелкого и милого: в Complete Saga, едином издании первых двух игр по «Звездным Войнам», локацией-хабом служит бар «Кантина» на планете Татуин. В нём выступает и воссоздает праздную атмосферу космического трактира на отшибе галактики музыкальная группа инопланетян. Если в настройках игры отключить саундтрек, то музыканты прекратят играть и будут стоять без дела.

Это сущие мелочи, которые авторы не обязаны были добавлять. Но они это сделали, и в итоге почти каждая Lego-игра подмигивает фанатам франшиз и самым упертым искателям пасхалок и секретов. Подобные мелочи делают Lego-миры живее и уникальнее.

Юмор

Практически все Lego-игры — очень смешные. Это прекрасный пример забавной пантомимы, пародии, абсурдного юмора и slapstick-комедии в духе «Тома и Джерри». Не говоря ни слова (за исключением ряда поздних игр, где лего-человечки начали разговаривать), классические Lego-игры способны насмешить до коликов дурашливым, добрым юмором.

Чтобы преодолеть систему безопасности, огромный волосатый пришелец Чубакка может просто надеть шлем штурмовика, и охрана будет принимать его за своего. Для преодоления системы безопасности Империи достаточно просто натянуть шлем солдата на макушку. Сами штурмовики в комнате отдыха сидят в джакузи, наряженные лишь в цветастые стринги и свои классические шлемы (которые они, видимо, не снимают никогда). А Император атакует Люка, держа в своих пластиковых ручках такие же пластиковые фигурки молний — видимо, у Империи кончился бюджет на спецэффекты.

Lego-игры ломятся от изобретательного визуального юмора. Какие-то шутки забавные сами по себе, а какие-то умело обыгрывают и пародируют материал оригинальных фильмов, играя на узнаваемости и отсылках. Отдельный шарм всему происходящему на экране придает то, что юмор рассчитан в первую очередь на детей. Поэтому он милый, добрый, легкий, без капли злобы. Пластиковые человечки занимаются своими пластиковыми глупостями!


То, что Lego-игры считают простыми и детскими, — это вредный стереотип. На деле работы Traveller’s Tales — это гениально сделанные адвенчуры, работающие на стыке хорошо сделанных удерживающих механик, известных франшиз, веселого геймплея и изобретательного юмора. И подходят они геймерам всех возрастов.

Глупо утверждать, что все из десятков игр студии одинаково хороши. Есть как шедевры, которые фанаты любят сильнее больших игр, типа тех же первых, классических Lego Star Wars. Есть и провалы, сделанные в спешке к релизу нового фильма известной франшизы: вторая часть Lego Indiana Jones или Lego-адаптация «Хоббита», которая даже не охватывает все фильмы трилогии. А Lego-игру по «Суперсемейке» (и в целом персонажам студии Pixar), кажется, забыли прямо на релизе.

Но в большинстве своем Lego-игры — это пример того, как много силы и креатива может быть в видеоигре по чему-то популярному, если талантливым людям дать достаточно ресурсов и возможностей. По сути, одна студия, делавшая детские игры одновременно по нескольким большим лицензиям, изобрела свой жанр, который пользуется спросом на уровне «взрослых» ААА-блокбастеров. И теперь вы знаете, почему.