В российские кинотеатры наконец-то пришла одна из новинок последнего Каннского кинофестиваля – «Жанна Дюбарри». С ним Джонни Депп после долгого отсутствия, связанного с бесконечными судебными разбирательствами и «отменами», вернулся в большой кинематограф. Сложно сказать, на что может рассчитывать фильм в мировом прокате, но в российском он обещает стать едва ли не главным хитом этого лета. На фоне второсортных заграничных лент, которым место разве что на стримингах, «Жанна...» кажется великолепным фильмом. Ему банально не с кем конкурировать – ни «Оппенгеймер», ни «Барби» в официальном прокате не появятся. Остается смотреть на страсти в Версале 18 столетия.
Премьерный показ «Жанны Дюбарри» должен был состояться в московском кинотеатре сети «Синема Парк» на Войковской. Запланировали один показ (почти на неделю раньше большого проката), но ажиотаж был так велик, что билеты раскупили за несколько дней и кинотеатр добавил еще два премьерных сеанса (билеты на них тоже стремительно раскупили). На памяти рецензента такого ни разу не было. «Жанна...» интересна зрителям, что соскучились по красивым заграничным съемкам. Критикам фильм, в основном, не нравится – его называют «устаревшим» и «наивным». От «Жанны Дюбарри» ждали переосмысления, разоблачения самого феномена фаворитства, феминистического посыла или хотя бы демонстрации пороков французского высшего общества. «Жанна...» же оказалась простой, сентиментальной, но в то же время по-своему очаровательной историей, в которой больше говорят о любви и естественности, нежели об угнетении и омерзительной расточительности.
Жанна, с точки зрения 18 века, – это такая self-made woman. Она с детства поняла, что не хочет пахать на ферме, выйти замуж за того, кого Бог пошлет, и рожать каждый год по ребенку. Очаровательной девочке дали неплохое образование (есть мнение, что она была незаконной дочерью аристократа от его служанки), но капитала у нее не было, как и перспектив стать законной супругой достойного мужчины. Так и вышло, что после монастырского воспитания она немножко так пошла по рукам. При этом у Жанны хватило ума и обаяния, чтобы пробиться к графам и баронам, а не торговать собой в дешевых кабаках. Один из ее любовников, граф Дюбарри, решил вывести миленькую простолюдинку в Версаль, и там Жанна познакомилась с Людовиком XV. Он моментально влюбился в эту женщину простых манер и непростой судьбы, ввел ее в свое окружение, а потом объявил официальной фавориткой (учитывая, что у Людовика умерла жена, официальная фаворитка заменяла ее на всех публичных мероприятиях). Семья Людовика ненавидела Жанну, над ней насмехался весь Версаль, но это не помешало ей стать главной любовью короля и сохранять высокое положение вплоть до его смерти.
Можно, конечно, спорить, достойна ли реальная Жанна Дюбарри восхищения или презрения. Даже с точки зрения современной морали ее можно счесть порочной, ужасной мегерой, которая вцепилась в любвеобильного короля и высасывала из него деньги. Но в 18 веке у Жанны Дюбарри не было иных инструментов для улучшения своей жизни. Выстроить феминизм на таком материале практически невозможно. Не получится и изобличить институт фаворитства. Жанна Дюбарри не жаловалась на свое положение, наоборот – она счастлива была стать фавориткой короля. И все же стоит спросить Майвенн (режиссерку и исполнительницу главной роли), почему ее Жанна получилась столь... беззубой. Жанна из фильма – это невинное создание, недолюбленное, этакая вечная девочка, которая бескорыстно тянется к королю и покоряет его своей непосредственностью. Конечно, для короля она такой и была, этим и впечатлила его – своей естественностью, смешливостью, страстностью, вызовом чопорным манерам французской знати. Но показывать лишь эту сторону Дюбарри немного странно. Чтобы оставаться в роли главной фаворитки на протяжении многих лет, мало быть только милой, забавной и начитанной. Учитывая, что против нее была королевская семья и почти вся аристократия, Дюбарри нужно было эффективно лавировать, искать союзников и устранять конкуренток, коих было великое множество. Тут без прокачанных навыков манипулятора и серого кардинала не обойтись. Жаль, что Майвенн обошла стороной эти качества Дюбарри. Жанна тут – жертва злобных аристократов, ее бесконечно притесняют, а она лишь терпит, ничего не противопоставляя обидчикам. И это женщина, из-за которой мог разрушиться союз Франции и Австрии (Мария-Антуанетта, дофина Франции, отказывалась говорить с ней, что ужасно раздражало короля и могло закончиться немилостью для дофины; в итоге именно Марии-Антуанетте пришлось уступить и по сути признать власть Дюбарри в Версале). Можно показывать Жанну невинной овечкой, которой двигала лишь любовь, но это упрощение играет против фильма, лишает его красивой сложности.
Приятно, впрочем, что не стали совсем уж обелять Людовика в исполнении Джонни Деппа. Безусловно, Людовик очень любит Жанну – но это не мешает ему иметь фавориток на стороне. Жанна по-женски оскорблена, но ничего не может с этим сделать. Ей остается смириться. И все же она выпрашивает у короля собственное имение – на случай, если он решит отстранить ее от себя. Джонни Депп серьезно играет утомленного короля, который хочет развлекаться, а не решать политические дела. Политики вообще нет в фильме, авторов она не интересует. Людовик в «Жанне...» устает от ритуалов Версаля, от необходимости что-то решать, выяснять отношения со строптивыми детьми и нелюбимой женой. И Депп отлично отыгрывает человека, который хочет изменений, и в итоге отказывается от всех условностей света, чтобы делать, что ему хочется. Местами кажется, что Депп просто играет самого себя. И все же это замечательная роль, отличная от большинства его ролей. С Майвенн в роли Жанны у него получается скромная и нежная химия – два опытных актера явно наслаждаются, вживаясь в образы. Жалеешь даже, что смотришь фильм не в оригинале – там Депп говорит на хорошем (по мнению носителей) французском языке.
Конечно, «Жанна...» – фильм не современный. Не только из-за романтизированной биографии Дюбарри и отсутствия феминистической рефлексии. Все в нем словно пришло из начала века – манера съемки, музыка, диалоги. В сравнении с «Жанной...» «Мария-Антуанетта», снятая в 2006 г. Софией Копполой, смотрится более актуально. Но Майвенн и не собиралась снимать что-то актуальное. Она осознанно снимала винтажный фильм. Он похож одновременно на классические экранизации 1990-х и исторические ленты 1980-х. Пришел из прошлого и закадровый голос (тут отчего-то вспоминается «Парфюмер» по роману Зюскинда). Деппу с Майвенн комфортнее в том времени. Плохо ли это? Для зрителя, который не требует от фильма из Канн глубин Тарковского и элитарности Пазолини, – нет. Это красивое историческое кино, которому можно простить недосказанности и простые психологические портреты. Зритель, что хочет интересную историю по реальным событиям, останется доволен. Тем более можно опять посмотреть на Джонни Деппа, который и в 60 лет умеет покорять талантом и обаянием.