В Москве снова показывают «шедевры» пропагандистского искусства. Это уже не новость – с начала войны мы видели столько выставок о великолепии и достоинстве «священной войны», что этой, новой, никого не удивишь. Кажется, нынче организаторы мероприятий во имя СВО соревнуются, кто сможет сделать ее более античеловечной. Омерзительной. Страшной. Чтобы у посетителя от ужаса и отвращения пошел наружу завтрак, а потом свело зубы (ничего страшного, бежать далеко не нужно – прямо с выставки в МОСХе можно попасть в стоматологический кабинет, впервые такое встречаем).
МОСХ, он же Московское отделение Союза художников России, постарался, чтобы выставка «Агитфронт» вышла максимально кринжовой, от нее становится почти физически больно – это антиискусство, антиэстетика и антилюбовь. 1920-е годы, на которые равняются все любители пропагандистских плакатов, опять не получились – таланта и вкуса, что ожидаемо, не хватило. Информация о «всероссийском конкурсе по созданию произведений визуальной пропаганды» есть на официальном сайте МОСХа, там же указан заказчик мероприятия (Президентский фонд культурных инициатив), требования к конкурсантам и практический смысл их работ: «В предшествующие годы созданию наглядной агитации высокого художественного уровня не уделялось должного внимания, в то время как в нашей истории политический плакат, рисунок и карикатура всегда были мощным средством пропаганды и политическим оружием.
Спецпроект "АГИТФРОНТ" призван восполнить этот пробел и призвать художников к созданию емких, актуальных, энергичных, исполненных патриотизма и любви к Родине образов, утверждающих "Русский мир" и его нравственные ценности. Задача спецпроекта "АГИТФРОНТ": создание и аккумуляция на общедоступном сетевом ресурсе художественных и визуальных произведений агитационной пропаганды и социальной рекламы для непрерывного патриотического воспитания населения Российской федерации (слово "федерации" тут должно писаться с большой буквы), популяризации целей и задач специальной военной операции, защиты "Русского мира" и его ценностей, с целью удовлетворения потребности общества и государства в качественном актуальном динамичном и энергичном социально-политическом контенте для размещения в сети Интернет и печатных СМИ, для использования в качестве наружной рекламы и других форм локального распространения, на следующие темы:
Чтобы проникнуться этими тезисами на 100%, конкурсантам посоветовали послушать недавние речи ВВП, посмотреть эфир Соловьева «Утро Z» (при ссылке даже таймкод указан) и ознакомиться с пожеланиями с канала “Рыбарь” (об агитационной медиа-продукции).
Но много ли художников готовы участвовать в таком конкурсе? Лучше всего мотивировать их деньгами, решили организаторы. Так, победитель конкурса получит 30 тысяч рублей, занявший второе место – 20 тысяч, а третий – 10 тысяч. По нынешним временам смешные деньги, но, возможно, остались в России мастера, готовые и за такую низкую (но негарантированную) плату клепать однообразные плакаты о величии СВО. Не попавшим в тройку счастливчикам пообещали выдать «ценные призы — художественные товары — и Дипломы от организатора». И, конечно, включить их работы в каталог и заполонить ими уличные стенды (об оплате тут никто не говорит, интересно, неужели и это бесплатно?). Неизвестно, сколько работ в итоге пришло, но выставили маловато. Одна комната МОСХа, отданная под «Агитфронт», даже не заполнилась полностью, пришлось перенести в нее часть работ с сопутствующей выставки ко Дню Победы.
Особый цинизм в том, что в едином пространстве «Агитфронт» соседствует с выставкой «Картина Победы». На Беговой, на главной выставочной площадке МОСХа, «Картина Победы» проходит уже четвертый год, соревнуясь в первую очередь с временными выставками из Музея Победы. Это довольно скучная выставка. В описании на сайте посетителю обещают аж 325 произведений о ВОВ, но выставить столько в трех небольших залах просто невозможно. Сомнительно, что МОСХ в этот раз выставил хотя бы сотню экспонатов в рамках «Картины...». Тут мало интересного, в основном, проходные работы, сделанные неизвестными художниками. Можно было не портить хотя бы это. Но зачем-то в главном зале, посвященном ВОВ, выставили проект о СВО (хотя у «Агитфронта» был свой зал!) – «Уголь Донбасса», восемь угольных портретов участников СВО, сделанных Сергеем Марченко. Смотрится неплохо, если не знать, с какой целью и с кого писалось. Понятно, что организаторы напирают на связь поколений 1945 г. и 2022 г. Человеку, который трепетно относится к памяти о Великой Отечественной и выступает против СВО, гарантировано станет мерзко.
Но человек, который против СВО или безразличен к ней, не явится в отделение МОСХа добровольно. Организаторы сделали все, чтобы отпугнуть случайных людей. Они специально развесили на своих окнах (витринах!) конкурсные работы с «Агитфронта». Посмотрит так прохожий на обращенные к улице лозунги «За Русь, за Веру!», «Zа ПраVду!», «Бог тебе судья... а мы покажем к нему дорогу!» – и ни за что не сунется в выставочный зал. Днем на выставках о ВОВ и СВО нет никого. Осмотр бесплатный, но и даром это никому не нужно. Охранник смотрит сериал на маленьком телевизоре и подозрительно посматривает на тех редких посетителей, кто все же решился зайти. В абсолютной тишине разливается беспокойство – все же музей, в котором, кроме тебя, нет посетителей, кажется каким-то неправильным. На письменном столе в первом зале лежит книга отзывов. Там только четыре записи (хотя прошел почти месяц с открытия выставок). «Увидел настоящую живопись, – написал кто-то 3 мая. – Запомнился проект "Уголь Донбасса". Работы выполнены с большим чувством». Ниже кто-то приписал: «Также тронула эта экспозиция». Из первого зала можно попасть в три места: в уже упомянутый стоматологический кабинет, на второй этаж (но там творится что-то странное, экспонаты разных выставок смешаны в кучу) и в небольшой зал справа, в котором и расположился «Агитфронт». В этом филиале ада вы обнаружите копии работ с «витрины» (неужели так мало работ на конкурс прислали?) и еще несколько плакатов, что соревнуются в безнравственности и пренебрежении к чужим чувствам.
Впрочем, не стоит бояться – ничего нового вы там не обнаружите, если вы не выпадали из новостной повестки последнее время. Авторы агиток поразительно неизобретательны, оно и понятно – от них не требовалось воображать что-то свое, нужно было опираться на уже знакомые образы из Соловьева, Киселева и иже с ними. Те только говорят, а этим нужно их слова облечь в образы, а так разницы никакой. Заимствованы и образы из старых агиток, еще времен Советского Союза. Клишировано показан проклятый Запад и Америка. Россия опять выступает в образе огромного бурого медведя. Не обошлось без детей Донбасса («ангелов»), «обезьяны с гранатой» (НАТО, естественно) и несчастной бабушки с красным флагом. Лозунги тоже словно пришли к нам из прошлого века, послушайте только, как звучит: «Есть много способов выманить русского медведя из берлоги, но нет ни одного способа загнать его обратно!!!». И не могло обойтись без Божьей матери, на «иконе» которой кто-то нарисовал патриотичное Z. Иисус и Его мать тоже Zа, не сомневайтесь, они у них спрашивали.
Читая и рассматривая это, понимаешь: авторы прибыли из иного времени, из прошлого; они словно ни разу не были в интернете, не общались с иностранцами, не смотрели/не слушали ничего заграничного, их кругозор заканчивается на временах Холодной войны, и мыслят они категориями противостояния 80-летней давности. Как это возможно в 2023 г.? Дело даже не в том, верят художники в СВО и Путина или нет. Важнее, почему их искусство слеплено по старым канонам, почему их пропаганда настолько топорна. Быть может, таков заказ нынешней власти – чем хуже, тем лучше. Чем глупее, тем больше людей поверит. Но сложно вообразить человека, который искренне поверит в ЭТО. На фоне «Агитфронта» в МОСХе уличные плакаты с призывами записаться на войну кажутся почти хорошими и рабочими, хотя казалось бы.
То, что показывают нынче в Московском отделении художников, – это синоним дурновкусия, даже если не говорить о современной политике России. Художникам можно лишь пожелать не заниматься этакой чушью, а организаторам – перестать потакать желаниям из чиновничьих кабинетов. Конечно, это призыв в пустоту. Чем дольше будет идти война, тем больше будет появляться таких выставок, и страшно от мысли, до каких античеловеческих лозунгов может додуматься очередная партия «творцов».